“Обычно высокообразованные люди с большим пылом возмущаются литературной безграмотностью ученых. Как-то я спросил, что такое второй закон термодинамики. Ответом было молчание или отказ.
А ведь задать этот вопрос ученому значит примерно то же самое, что спросить у писателя: “Читали ли вы Шекспира?”
Получается так, что величественное здание современной физики устремляется ввысь, а для большей части людей оно также непостижимо, как и для их предков эпохи неолита”
Ч.П. Сноу
Эти слова английского писателя, философа, ученого, популяризатора науки, сказанные почти полвека назад, очень актуальны сегодня в России. Традиционно высокий уровень образования в нашей стране (в том числе и в области естественных наук) в последние годы резко упал, что может привести к самым трагическим последствиям. Знакомство с математикой, физикой, химией и биологией намного шире, чем просто знания о конкретных явлениях или фактах. Эти науки учат думать и рассуждать, отличать правильное суждение от неправильного, а без таких навыков общество становится легко управляемым, поддается любому внушению. К сожалению, общество находит средства для финансирования всевозможной псевдо- и антинаучной чепухи вроде мистицизма, парапсихологии, уфологии и пр., но денег нет для поднятия престижа образования. Сохранение высокого научного и образовательного уровня является стратегической задачей с очень высоким приоритетом. Если она не будет решена, то наша страна окажется навсегда на позициях стран четвертого мира.
И это не просто "страшилки". Представляем результаты опроса ВЦИОМ на предмет «научной» осведомленности российских граждан (2011 г., 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России).
• Треть опрошенных всерьез полагают, что Солнце вращается вокруг Земли.
• Самым распространенным научным заблуждением россиян является вера в то, что радиоактивность - исключительно дело человеческих рук (55%).
• Чуть меньшая доля россиян утверждает, что первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры (29%).
• Около четверти наших сограждан ошибочно полагают, что лазер работает, фокусируя звуковые волны (26%).
• Среди других научных заблуждений россиян - вера в то, что пол ребенка определяют гены матери (20%) и что полный оборот Земля совершает вокруг Солнца за один месяц (14%).
• Каждый шестой россиянин отрицает, что электроны меньше атомов (18%) и не верит в то, что нынешние люди развились из ранних видов человека (17%).
Теорема Стейнзальца: «Нужно рассматривать всю информацию, которую мы получаем через СМИ, как заведомую ложь, если нет специальных оснований, чтобы считать иначе».
Что же делать?
Попытаться разобраться в очень интересных, но не всегда простых вопросах о мире, который нас окружает.
Основная цель курса “Концепции современного естествознания” - дать слушателям общее представление о научной картине окружающего мира на основе современных научных достижений, развить любознательность студентов, углубить их способности к критическому осмыслению поступающей информации (особенно пара- и псевдонаучных фактов). Представляется немаловажным научить студентов естественнонаучному подходу, чтобы они могли использовать полученный опыт в отдельных областях гуманитарных наук.
Переходите на сайт http://www.limm.mgimo.ru/science/, где найдете краткое изложение материала: фактически, иллюстрированный конспект лекций. Полное изложение материалы Вы сможете найти в электронной книге "Мир, в котором мы живем, или 15 общедоступных лекций о современном естествознании", которая выложена в системе поддержки учебного процесса МГИМО по адресу http://lms.mgimo.ru/ (только для студентов МГИМО).
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
- 551 просмотр